воскресенье, 23 октября 2016 г.

                          "Игры для развития речи"

Материал рассчитан на применение родителями в совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста ( 4-5 лет). Данные игры развивают речь, логическое мышление, учат обобщать и классифицировать.
Речевые игры не требуют много времени и особой подготовки. Играть в слова можно пока вы одеваете ребенка, во время прогулки, когда идёте в детский сад, сидите в очереди на прием к педиатру, готовите обед или ложитесь спать. Переоценить значимость речевых игр для развития ребёнка невозможно. Они развивают не только речь, но и мышление, фантазию, быстроту реакции, память и другие психические процессы.
Приведем примеры речевых игр:
1. «Скажи наоборот».
Белый-...(чёрный), светлый-...(тёмный), длинный-...(короткий), день-...(ночь), вчера-...(завтра), тепло-...(холодно) и т.д.
2. «Кто что делает?»
лает...(собака), мычит...(корова), жужжит...(пчела) и т.д.
3. «Кто больше?»
По очереди взрослый и ребенок называют по одному предмету одежды или посуды, насекомых или животных,
фрукты, овощи, растения(цветы, деревья,...), то есть любые обобщающие понятия.
4. «Загадки».
Придумываем загадки про разные предметы. Сначала придумывает взрослый, ребёнок отгадывает, затем наоборот.
Например: дом охраняет, чужих кусает.
Не обязательно, чтобы загадка была в рифму, главное, чтобы было интересно и вам и ребёнку.
5. «Да и нет не говори».
По очереди задаёте друг другу вопросы, нельзя отвечать словами «да» и «нет». Если сказал «да» или «нет» - проиграл. Например: « Ты сегодня в хорошем настроении?»; « После детского сада мы идём домой?»
6. «Что я вижу».
Рассказываете друг другу, что вы видите сейчас.
Например: «Я вижу деревья, покрытые снегом».
«А я вижу, что по дороге едет легковой автомобиль». Главное, чтобы в предложении было несколько слов, а не одно.
7. «Чья мама?».
Называете животное, ребёнок должен назвать его детёныша или, наоборот, вы называете детёныша, а ребёнок должен назвать его маму.
Например: телёнок, ягнёнок, цыплёнок, бегемотик, попугайчик, воробьишка, поросёнок, лягушонок, …
8. «Кто где живёт?»
называете животное, ребёнок должен сказать, где оно живёт.
Например: акула ( в море), щука ( в реке), корова ( в хлеву), верблюд ( в пустыне), пингвин ( в Антарктиде),
белый медведь ( на севере), лев ( в Африке) и т.д.


Развиваем речь, играя.

Для детей от 4 до 5 лет.
"Один и несколько"





Цель: развитие речи, внимания, умения образовывать формы слов во множественном числе.


Для этой игры нам потребуются картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов (конечно можно использовать и настоящие предметы).
Малышу мы отдадим картинки с изображением нескольких предметов, а у себя оставим одиночные. Показываем свою картинку и спрашиваем: "У меня есть груша, а у тебя есть груша?". Если ребёнок затрудняется, необходимо дать образец правильного ответа: "У меня яблоко, а у тебя яблоки."
Целесообразно использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, стул - стулья, сумка - сумки, пень - пни.

"Ну-ка, зайка, поезжай-ка!"
Цель: расширение лексического запаса, развитие навыков правильного употребления глаголов.

К ребёнку подъезжает на машине зайка и сообщает, что он едет на строительство дома и просит погрузить кубики в кузов машины. После погрузки помашите зайке рукой и скажите: "Поезжай, зайка". Затем приезжают кукла, щенок и другие игрушки. Обыгрываем поездку каждой игрушки и побуждаем ребёнка всех провожать словами: "Поезжай, кукла (щенок, матрёшка и т.д.)!"

"Хвальбишки-хвастунишки"

Цель: развитие речи, умения образовывать родительный падеж от существительного единственного числа.

"Давай, играть в хвальбишки. Я говорю, что у меня один предмет, а ты отвечаешь, что у тебя много таких предметов."
Взрослый: "У меня один апельсин".
Ребёнок: "А у меня много апельсинов".
Взрослый: "У меня только одно яблоко".
Ребёнок: "А у меня много яблок".
Взрослый: "У меня одна машинка".
Ребёнок: "А у меня много машинок".

 Желательно в эту игру включать слова, в которых ребёнок допускает ошибки, например, карандаш, ухо, стул, ведро, дом, пень, сумка и др.

"Где стоит матрёшка?"

Цель: развитие речи, умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.

На стол выкладываем различные предметы, хорошо знакомые малышу. В середину ставим матрёшку и спрашиваем у ребёнка: "Где стоит матрёшка?". Ответ напрашивается сам: "На столе." Теперь задаём вопрос иначе: "Около чего стоит матрёшка?", "Рядом с чем стоит матрёшка?", "Перед чем стоит матрёшка?", "За каким предметом стоит матрёшка?", "Что напротив чего стоит матрёшка?" и т.д.

"Фантазёры"




Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно-следственных связей.


Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение: "Если на улице лужи, то...(был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)", "Если выпал снег, то...(можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), "Если съесть много мороженого, то..."
Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.

"Загадай загадку"



Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.


Пробуем описать знакомый ребёнку предмет, не называя его.
Например: деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф).
Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное, из него можно приготовить варенье, компот, сок, растёт на яблоне (яблоко).
Он острый, опасный, металлический с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).




Комментариев нет:

Отправить комментарий