К 4-5 годам дети обычно
полностью осваиваются в детском саду, появляется некая самостоятельность.
Многих родителей начинает беспокоить вопрос не отстает ли в развитии их малыш
от своих сверстников по группе. Нет ли каких проблем и на что, стоит
обратить внимание.
Итак, попробуем
определить, что должен знать ребенок в этом возрасте.
В области мышления/памяти:
находить
отличия между сходными картинками
складывать
различные пазлы, конструктор по образцу
собирать
пирамиды, недостающие фигуры в другие фигуры
запоминать
и рассказывать небольшие стихи
понимать
почему нельзя что-либо делать и объяснять это доступно
уметь
строить сложные предложения из 8-10 слов так, чтобы его могли понять все
уметь
вести беседу: отвечать на вопросы, самостоятельно задавать встречные вопросы
знать
свои полные фамилию, имя и отчество, свой возраст и город проживания
В области окружающего мира:
знать
времена года и их приметы
различать
домашних и диких животных, овощей, фруктов, ягод
Что должен уметь ребенок в возрасте от 4 до 5 лет
самостоятельно
застегивать и расстегивать пуговицы, молнии
уметь
хотя бы развязывать шнурки
отлично
обращаться с ложкой и вилкой
уметь
проводить прямые линии и ровные круги
раскрашивать
картинки не выходя за их границы
различать
правую и левую руку, правую и левую ногу.
К пяти годам происходит значительный скачок в развитии ребенка. Отмечается
активное развитие речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.
Математика.
К 4-5 годам ребенок должен научиться считать в пределах первого десятка, от
1 до 10, знать, как письменно обозначаются цифры от 1 до 10.
Хорошо, если ребенок умеет сравнивать предметы по величине (длине, высоте,
ширине). Если малыш еще не владеет этим умением, необходимо научить его этому,
размещая предметы в порядке уменьшения или увеличения размера. Начните с
трех предметов, доведя к пяти годам количество предметов до десяти.
В этом возрасте ребенок должен научиться ориентироваться на листе бумаги,
знать и понимать понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева».
Уметь делить группу предметов на две равные части.
Развитие речи.
К 4-5 годам ребенок должен уметь находить антонимы (слова, противоположные
по значению) к заданным словам. Это умение отлично развивается в словесных играх.
Научите ребенка образовывать обобщающие слова, например, шапка из
меха-меховая шапка. А также, образовывать новые слова, например сахар лежит
где (в сахарнице).
Изменять форму глагола, согласовывая с другими словами в предложении: (Я
хочу гулять — Мы хотим гулять — Ты хочешь гулять — Вы хотите гулять — Он хочет
гулять — Они хотят гулять).
Ребенок должен уметь объяснить смысл услышанного предложения или небольшого
текста и вычленить главную мысль.
Необходимо тренировать умение составлять небольшой рассказ по картинке,
соблюдая правильный порядок слов в предложении.
Грамота.
Ребенок к 4-5 годам учится определять место буквы в слове, например, где
находится буква «А» в слове аист: в начале, в середине или в конце слова.
Уметь делить слова на слоги и определять, сколько слогов в слове.
Различать на слух твердые и мягкие согласные.
Хорошо, если ребенок может прочитать простые короткие слова.
Окружающий мир.
К 4-5годам ребенок должен знать имена и фамилии своих родителей, братьев и
сестер.
Называть признаки времен года.
Знать части суток, уметь ориентироваться в них, а также рассказывать, чем
он занимается в разное время суток.
Малыш должен уметь объяснить, чем отличается сад от огорода.
Называть, какие животные живут в жарких странах, а какие в холодных.
Хорошо, если ребенок может рассказать о назначении служебных машин.
Знать некоторые виды спорта.
Внимание.
Ребенок должен уметь находить предмет по контуру.
Сравнивая две схожие картинки, находить пять-шесть отличий.
Из пяти-шести картинок уметь находить две абсолютно одинаковые.
Глядя на целую картинку, найти на ней место отдельного фрагмента. Хорошо
тренирует это умение игра в кубики, пазлы.
Находить общий признак у пяти предметов.
Память
В этом возрасте начинает формироваться произвольное запоминание. Взрослым
необходимо учить ребенка приемам запоминания. Для этого можно
использовать игры для развития памяти.
В 4-5 лет ребенок, глядя на картинку 30-60 секунд, должен запомнить 4-5
предметов, изображенных на ней.
Учите ребенка запоминать пары предметов, используя ассоциативный способ
запоминания, например: корзинка — ягодка; дерево — яблоко; курочка — цыпленок.
Покажите сначала пары картинок, а потом по одной картинке из пары, вторую
картинку ребенок должен вспомнить сам.
Ребенок должен запомнить и воспроизвести количество предметов в пределах
пяти, цвета пяти предметов.
Рассматривая сюжетный рисунок, ребенок должен запомнить и воспроизвести как
можно больше деталей.
Мышление.
К 4-5 годам ребенок должен уметь называть группу предметов обобщающим
словом: овощи, фрукты, звери, птицы, одежда, посуда, мебель и т.д.
Уметь находить в группе предметов лишний предмет, не относящийся к этой
группе и объяснять свой выбор.
Уметь находить предметы по описанию их признаков (придумывание и
отгадывание загадок), находить общие признаки у 3-4 предметов.
В этом возрасте ребенок должен научиться определять последовательность
событий.
Уметь решать несложные логические задачи.
Мелкая моторика рук.
Очень важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику рук ребенка, подготавливать руку малыша к письму.
Учить ребенка правильно держать в руке ручку, карандаш, кисточку.
Учить аккуратно заштриховывать картинку.
Аккуратно обводить картинку по пунктирной линии.
Проанализируйте, что знает и умеет ваш ребенок в 4-5 лет. С какими
заданиями ваш малыш справляется с легкостью, а какие вызывают у него трудности.
Может быть, малыш не понял задание, или у него недостаточно знаний и
умений. Уделите развитию недостающих навыков больше внимания. Не следует
перегружать ребенка. В этом возрасте он способен удерживать внимание 15-20
минут. И не забывайте хвалить малыша.
Комментариев нет:
Отправить комментарий