суббота, 13 февраля 2016 г.

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Предложенные задания направлены на развитие логического мышления и рассчитаны на детей дошкольного возраста.

 

Рекомендуем заниматься регулярно, но не более 15-20 минут в день, тогда постепенно ребенок научится решать все более сложные задачки, подольше удерживать внимание и не отвлекаться на посторонние дела. Следите за тем, чтобы ребенок не утомился, помогите ему, если потребуется и, конечно, не забудьте похвалить за старания
Объединение двух или нескольких признаков предметов. Разложите перед ребенком 25 геометрических фигур (каждой по пять) пяти различных цветов и попросите его дать вам красный квадрат, голубой круг, зеленый треугольник и т.д. Таким образом, вы предлагаете ему объединить в своем сознании форму и цвет. Потом скажите, чтобы малыш положил зеленый круг справа от себя, оранжевый квадрат взял в левую руку, а коричневый треугольник бросил в коробку. При этом он связывает уже три понятия: форму, цвет и место.
Антонимы. Поиграйте с ребенком в слова, противоположные по значению. Называйте слова, а малыш пусть отвечает вам. Вот небольшой перечень таких слов, который поможет вам:
    большой
    маленький
    сильный
    слабый
    добрый
    злой
    гора
    долина
    хорошо
    плохо
    мужчина
    женщина
    трудно
    легко
    поднимать
    опускать
    толстый
    тонкий
    смеяться
    плакать
    близкий
    далекий
    молодой
    старый
    прямой
    кривой
    чистый
    грязный
    рано
    поздно
    здоровый
    больной
    выход
    вход
    слева
    справа
    острый
    тупой
    день
    ночь
    полный
    пустой
    мальчик
    девочка
    твердый
    жидкий
    узкий
    широкий
    трусливый
    храбрый
    мокрый
    сухой
    вежливый
    грубый
    живой
    мертвый
    быстрый
    медленный
    красивый
    безобразный
    теплый
    холодный
    длинный
    короткий
    новый
    старый
    бедный
    богатый
    настоящий
    поддельный
    великан
    карлик
    спереди
    сзади
    блестящий
    матовый
    низ
    верх
    гладкий
    шершавый
    хвалить
    ругать
    шумный
    тихий
    открывать
    закрывать
    дикий
    ручной
    уходить
    приходить
    дешевый
    дорогой
    спать
    бодрствовать
    веселый
    грустный
    утро
    вечер
    глупый
    умный
    тень
    свет
    высокий
    низкий
Вариант этой игры:
    Медленный, как... (кто, что)
    быстрый, как...
    сухой, как...
    мокрый, как...
Существует противопоставление, которое следует выделить особо: естественный и 
искусственный. Пусть ребенок отметит, что именно вокруг него естественное, природное, а что сделано руками человека.


Название классов понятий, объединенных общим признаком. Есть два типа упражнений.
Первое упражнение: вы называете три слова, а ребенок говорит, как их можно назвать одним общим словом:
    Кукла, мячик, кубики
    ИГРУШКИ
    Желтый, оранжевый, фиолетовый
    ЦВЕТА
    Камилла, Жюли, Пьер
    ИМЕНА
    Стул, шкаф, стол
    МЕБЕЛЬ
    Молоко, вода, кофе
    НАПИТКИ
    Апельсин, яблоко, банан
    ФРУКТЫ
    Рубашка, брюки, шорты
    ОДЕЖДА
    Молоток, отвертка, пила
    ИНСТРУМЕНТЫ
Второе упражнение: вы называете пять слов, четыре из которых принадлежат к одному классу понятий, а пятое - к другому. Спросите у ребенка, какое слово здесь лишнее и почему:
    Кошка, собака, голубь, лошадь, корова
    голубь
    Груша, яблоко, тюльпан, клубника, вишня
    тюльпан
    Лимонад, бутерброд, чай, молоко, вода
    бутерброд
    Анри, Пьер, Поль, Жан, Селина
    Селина
    Розовый, зеленый, синий, машина, желтый
    машина
    Кукла, кровать, шкаф, стол, кресло
    кукла
Если ребенок не может справиться с заданием, помогите ему и объясните, почему именно этот ответ правильный. С самыми маленькими лучше начать с картинок.
Логическое формулирование. Чтобы помочь ребенку научиться логически мыслить, поиграйте с ним в такую игру:
Коровы едят.
Что делают коровы? - Они едят.
Кто ест? - Коровы.
Слова, выражающие отношения: "больше чем", "меньше чем", "столько же, сколько" составляют базу любого сравнения. Вводите их применительно к словам, обозначающим количество, длину, толщину, высоту, вес, и вообще ко всем словам, обозначающим размеры предметов. "Что больше, а что меньше?"; "Где меньше кубиков, чем...?"; "Кто такого же роста, как...?"
Поиск недостающего предмета. Три различных предмета (ложка, карандаш, стакан) расставьте или разложите перед ребенком. Попросите его закрыть глаза, уберите один из предметов и спросите малыша, чего не хватает. Постепенно увеличивайте число предметов.

Копирование и повторение форм. Спички разложите так, чтобы они образовали какую-нибудь геометрическую фигуру или несложный рисунок. Попросите ребенка скопировать то, что вы сделали. Когда это начнет у него легко получаться, дайте малышу посмотреть на выложенные вами фигуры, затем закройте их и попросите воспроизвести по памяти. Увеличивайте число спичек, усложняя фигуры.

"Почему? - Потому что..." Ребенок задает гораздо меньше очень умных вопросов, чем принято считать. Зачастую он спрашивает то, что ему уже хорошо известно, и нас это, разумеется, раздражает. Если такой вопрос последует, спросите его в свою очередь: "Почему?" (вас это не утомит!), и он с удовольствием покажет вам, что он знает ответ. Давая ему возможность сделать это самому, вы увеличиваете его веру в себя. Похвалите малыша за правильный ответ. Тогда ваши нервы не пострадают, а он будет удовлетворен и гораздо быстрее перестанет развлекаться подобным образом.
Модель "Почему? - Потому что..." побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям. Но нужно, чтобы вы показали ему дорогу к неизвестному:
Знаешь ли ты, почему исчез солнечный лучик? - Потому что тучка закрыла небо. А знаешь, почему машина едет, хотя я и не завела мотор? - Потому что дорога идет под горку
и т.д. Вы, конечно, вызовете тем самым множество интересных вопросов, для ответа на которые у вас может не оказаться ни времени, ни сил. Скажите об этом ребенку и пообещайте, что обязательно дадите ответ позже. ДЕРЖИТЕ СВОЕ СЛОВ0! Извинитесь, если вы забыли о своем обещании. И тот факт, что вы заставляете его ждать (только не надо делать это слишком часто!), придаст в глазах ребенка особую ценность вашему ответу. Отвечая на его вопросы, ориентируйтесь на максимум умственных способностей ребенка. "Если... - то..." Эта игра помогает в развитии дедуктивных методов мышления, играющих столь важную роль в логике и математике (они лежат в основе алгебры). Выработайте у себя привычку сравнивать вещи таким образом: "Если эта стена зеленая, то и этот карандаш тоже зеленый! Если это - книга, то и это - тоже книга! Если эта кукла большая, то вот эта - совсем небольшая!"


Комментариев нет:

Отправить комментарий